ФЭНДОМ

Паразауролоф - род динозавров-гадрозавров из подсемейства ламбеозаврины, живший в конце мелового периода (от 90 до 65 млн. лет назад) на территории штатов Нью-Мексико и Юта, США и провинции Альберта, Канада.

Описание Править

Размеры и строение телаПравить

Паразауролоф - близкий родственник коритозавра. Они обладали мощным клювом и ртом с сотнями зубов, были большими и горбатыми, питались растениями и могли передвигаться на двух ногах. Размеры динозавров также сходны - паразауролоф достигал длины 9,5 м,а то и больше.

Строение черепаПравить

А отличия заключались в голове: гребень паразауролофа стал легендарным и до сих пор представляет немалую загадку. Полая длина черепа динозавра-почти 2 м, и значительная ее часть приходится на вытянутый костяной гребень. Гребень полый: два канала, идущие от ноздрей, доходят до самого верха, разворачиваются и сходятся снова в черепе.

Открытие и изучениеПравить

Паразауролоф описан в 1923 г., и тогда же высказаны первые предположения по поводу назначения гребня.

ГребеньПравить

Кто-то считал динозавра водоплавающим, а гребень - трубкой, позволявшей дышать под водой. Но сверху гребня нет отверстия, и от этой идеи сразу отказались. Внутри гребня могли выделяться особые химические вещества, которые при соединении друг с другом вызывали настоящий взрыв, таким механизмом пользуется жук-бомбардир. Но и эту идею опровергли. Гребень принимался и за оружие, но он для боя неудобен и слаб. А если предположить, что полости гребня выложены обонятельными рецепторами, то паразауролоф мог обладать невероятным по чувствительности обонянием. Правда эту версию доказать почти невозможно, и она также маловероятна. С помощью гребня динозавр мог раздвигать листву для поиска наиболее сочных листьев, внутри него мог помещаться запас воздуха для ныряния, он мог служить основанием для челюстных мышц... Идей много, и даже сейчас нет единого мнения. Однако большинство ученых считают, что этот вырост на черепе образовывал нечто вроде трубы, с помощью которой можно издавать громкие низкие звуки. Компьютерное моделирование показало, что это наиболее вероятная гипотеза. Кроме того, гребень мог выполнять социальные функции - как опознавание особей своего вида, так и привлечение самок самцами. Здесь, скорее всего, более успешными были самцы с большим гребнем. Гребень паразауролофа хранит много загадок и на протяжении многих десятилетий не дает покоя ученым. А ведь динозавры его как-то использовали, не зря же на их головах образовался такой вырост!

Источники Править

  • Антон Малютин-Динозавры